Школа завтрашнего дня  English version 
8 (495) 312-44-08  Очная форма обучения
8 (495) 316-11-09  Заочная форма обучения

Пояснительная записка

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный план Международной школы завтрашнего дня на 2007/2008 учебный год составлен на основе Московского регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений на 2007/2008 учебный год, Устава и образовательной программы Международной школы завтрашнего дня. Учебный план представлен для начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Международная школа завтрашнего дня работает в режиме пятидневной рабочей недели.

Учебный план школы направлен на решение следующих задач:

- Создание двуязычной среды обучения с учетом потребностей общества и социального заказа учащихся и их родителей.
- Формирование у учащихся навыков самостоятельной работы, развитие у них способности к самообразованию,
- Широкое использование компьютерных и других передовых технологий в процессе изучения математики, информатики и ИКТ,
- Организацию предпрофильной подготовки для учащихся 9-ого класса
- Переход на реализацию модели профильного обучения в старшей школе.
- Подготовку учащихся к сдаче итоговой аттестации за курс основного общего и среднего (полного) общего образования в форме ЕГЭ.

Особенностью образовательной политики Международной школы завтрашнего дня является использование технологии индивидуализированного обучения, которая базируется на пяти законах обучения:

1. Соответствие учебной нагрузки возрастному, психологическому и умственному развитию ребенка.

2. Разумное, сбалансированное ежедневное планирование учебной нагрузки.

3. Тщательный контроль усвоения учебного материала.

4. Формирование у учащихся установки на активное усвоение знаний.

5. Формирование стремления к знаниям через систему поощрений.

Иными словами, основа данной технологии – это методологические принципы программы «Школа завтрашнего дня», при которых :
  •  «обучение» превращается в «учение»;
  •  каждый ученик работает по индивидуальному образовательному маршруту, выстроенному с учетом его личных целей и задач, а также способностей и возможностей;
  •  положительный результат учения гарантирован каждому учащемуся
  •  обеспечивается качественное выполнение учащимися учебных программ
  •  гарантируется прочное усвоение обязательного предметного содержания в установленные сроки.

Первая ступень обучения

Продолжительность уроков на первой ступени обучения – в 1-ом классе - 35 минут, во 2 - 4 классах – 40 минут. Продолжительность учебной недели – 5 дней.

Образовательная область «Филология (Языки и литература» представлена следующими предметами: русский язык (обучение письму), на изучение которого отводится 4 часа в неделю в 1-ом классе, русский язык, изучается по 5 часов в 2-4 классах, литературное чтение, на изучение которого отводится 4 часа в неделю в 1-2 классах и по 3 часа в 3-4 классах, а также английский язык.

В 1-ом классе обучение письму проходит по учебнику Т.Г. Рамзаева. Основной целью обучения русскому языку в начальных классах является развитие устной и письменной речи учащихся в единстве с развитием их мышления.

Программа включает начальный курс фонетики, лексики, грамматики, правописания и развития речи. Учащиеся знакомятся с фонетическим составом слова, с делением слова на слоги и значащие части, почти со всеми частями речи и их важнейшими формами, с простейшими видами предложений, с членами предложения и рядом орфографических правил. Программа предполагает также практическое ознакомление учащихся с лексическим значением слова, с многозначностью слов, синонимами, антонимами.

В 1-ом классе обучение чтению (литературное чтение) проходит по учебнику под редакцией В.Г. Горецкого, Л.Ф. Климанова и др.

Программа строится на литературном материале. Учащиеся знакомятся с основными пластами литературы: произведениями фольклора, творчеством русских детских писателей, классиков отечественной литературы, зарубежных авторов детских книг.

Основная цель обучения – приобщение младших школьников к литературе. Задача курса – развитие речевых умений и навыков в работе с текстом, навыков выразительного, осознанного и правильного чтения.

Большое внимание уделяется развитию воображения, фантазии, ассоциативного мышления, образного восприятия мира и произведений литературы, умения выразить в слове свои личные впечатления.

В программе синтезируются проблемы речевой и литературной деятельности. Чтение рассматривается и как объект обучения, и как средство освоения литературного произведения.

Для обучения используется учебный комплект «Родная речь», который отвечает этим задачам.

Изучение английского языка начинается во 2-ом классе и проходит по 3ч в неделю во 2-4 классах. Для преподавания английского языка на этой ступени используется УМК под редакцией И.Н. Верещагиной и К.А. Бондаренко, рекомендованный Министерством образования РФ. Данный УМК реализует программу для школ с углубленным изучением английского языка, составлен с учетом возрастных особенностей учащихся младшего школьного возраста и строится на методе устного опережения.

Образовательная область «Математика» представлена предметом математика, на изучение которого отводится по 4 часа в 1 – 4 классах. Для преподавания математики используется учебник под редакцией И.А. Петровой.

Учебно-методический комплект по математике для четырехлетней начальной школы (авторы М.И. Моро, М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова) включает в себя следующие учебники и пособия:

  • Математика. 1, 2, 3, 4 классы (1 – 4);
  • Тетради по математике. 1, 2, 3, 4 классы (1 – 4);
  • Карточки с математическими заданиями. 2, 3, 4 классы (1 – 4).

В курсе математики заложен механизм формирования у детей сознательных и прочных навыков устных и письменных вычислений, доведения до автоматизма знания табличных случаев действий.

В учебниках достаточно рационально расположен основной учебный материал: в наиболее выгодные условия поставлены центральные темы курса каждого класса.

Практическая направленность методики изучения основных вопросов курса выражена в следующих положениях:

  • Сознательное усвоение детьми различных приемов вычислений обеспечивается за счет использования рационально подобранных средств наглядности и моделирования.
  • Рассмотрение теоретических вопросов курса опирается на жизненный опыт ребенка, практические работы, различные средства наглядности,
  • Система упражнений предусматривает их применение в разнообразных условиях. Усилено внимание к практическим упражнениям с раздаточным материалом, к использованию схематических рисунков.

Образовательная область «Окружающий мир» представлена такими предметами, как «Окружающий мир», «Природоведение» и «Москвоведение». Для учащихся 1 - 2 классов ведется преподавание интегрированного курса «Окружающий мир, ОБЖ», а в 3 – 4 классах курса «Природоведение, ОБЖ» по 1 часу в неделю. Школьный компонент используется на изучение Москвоведения в 1-4 классах по 1 часу в неделю.

Предметы Окружающий мир (1 класс и 2 класс) и Природоведение (3 класс и 4 класс) изучаются по учебникам под редакцией А.А. Плешакова и О.Н. Сороцкой.

Программа «Зеленый дом» (автор А.А.Плешаков) представляет собой систему учебных курсов с экологической направленностью.

Основные задачи курса «Ознакомление с окружающим миром» - систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, навыков правильного поведения в природной и социальной среде.

Предмет «Москвоведение» преподается по учебнику Н.М. Поникарова и Н.А.Горелова по программе по Москвоведению для начальной школы «Здравствуй, Москва!»

Главная цель этой программы – сформировать у школьников представление о Москве, пробудить интерес к прошлому и настоящему города, приобщить детей к отечественной культуре и истории, заложить основы знаний о Москве, которые будут расширяться и углубляться в дальнейшем.

Целью курса является воспитание гражданина России, гражданина Москвы, знающего и любящего свой город, его традиции, памятники истории и культуры.

Темы каждого года обучения объединяются определенной рубрикой:

2 класс – «Москва - наш город»
3 класс – «Путешествие в прошлое Москвы»
4 класс – «О чем рассказывали названия московских улиц».

Особенности программы по Москвоведению включает в себя не только материал, изучаемый на уроке, но и внеурочную и внеклассную работу (работа в библиотеке, справочные материалы, получение информации из СМИ).

Помимо изучения предмета «Москвоведение» часы школьного компонента используются на изучение предметов на английском языке в рамках дополнительного образования во второй половине дня.

Для реализации программ дополнительного образования, направленных на изучение английского языка во второй половине дня, используются такие курсы, как «Поговорим по-английски с Эйси и Кристи» и «АВС с Эйси и Кристи». Также часы школьного компонента используются на индивидуальные занятия по выбору, начиная с 1-ого класса. Здесь предлагаются такие курсы, как грамматика и семантика английского языка, основы естествознания и основы науки о животных на английском языке, а также письменное творчество и литература на английском языке. Такое распределение учебной нагрузки обеспечивает на данной ступени оптимальное сочетание базового и дополнительного образования, направленного на решение задач двуязычного обучения.

Образовательная область «Искусство, Технология» представлена отдельными предметами и «ИЗО», «Технология» (труд) и «Музыкальная культура» на изучение которых отводится по 1 часу на первой ступени обучения.

Предмет ИКТ интегрируется во все предметы начальной школы и проходит в соответствии с тематическим планированием, утвержденным в УМЦ ЮАО г. Москвы.

Вторая ступень обучения

В образовательной области «Русский язык и литература» на изучение русского языка отводится по 5ч в неделю в 5-7 классах, 3 ч в 8-ом классе и 2ч в неделю в 9-ом классе. В курсе литературы на второй ступени обучения интегративно изучается курс МХК. На прохождение интегрированного курса «Литература, МХК» выделяется по 3ч в неделю в 5,6,9 классах и по 2ч в неделю в 7,8 классах. Данный курс преподается на основе тематического планирования, рекомендованного в брошюре «Программно-методическое обеспечение экспериментального учебного плана ЮОУ». На второй ступени обучения продолжается изучение английского языка. Для преподавания английского языка на этой ступени по 3 часа в неделю в 5 - 9 классах используется УМК под редакцией В.П. Кузовлева, рекомендованный Министерством образования РФ. Данный УМК был выбран с целью закрепления, обобщения и систематизации знаний, умений и навыков, приобретенных учащимися ранее, при изучении английского языка на 1-ой ступени обучения и во второй половине дня. Широкий выбор материалов по программе «Школа завтрашнего дня» позволяет успешно использовать их при работе с учащимися, развивая навыки самостоятельной работы с неадаптированными текстами, что отвечает современным требованиям: не просто овладевать английским языком, но и изучать другие дисциплины на иностранном (английском) языке.

Увеличение часов образовательной области «Математика» является результатом включения содержательных разделов «Теория вероятностей, информатика и статистика» в курс алгебры. Таким образом, содержание курса математики, с одной стороны, расширилось фундаментальными вопросами теории вероятности, с другой стороны, темами прикладной направленности, связанными с обработкой данных и математической статистикой. Таким образом, на изучение алгебры в 7-9 классах отводится по 4ч в неделю. Геометрия изучается в 7-9 классах по 2 часа в неделю по учебнику под редакцией Л.С. Атанасяна. Курс информатики изучается интегрировано в курсе математики в 5-ом и 6-ом классах, на изучение которого отводится по 5ч в неделю. Математика в 5 – 6 классах преподается по учебникам под редакцией Н.Я. Виленкина.

В образовательной области «Естествознание» учащиеся изучают природоведение (2 часа в неделю в 5-ом классе), биологию, физику и химию. Биология изучается, начиная с 6 класса, интегрировано в курсе «Биология, ОБЖ» до 9 класса по 2 часа в неделю. Химия изучается интегрировано как отдельный предмет в 8,9 классах по 2 часа в неделю. Физика так же преподается как отдельный предмет в 7-9 классах по 2 часа в неделю.

Образовательная область «Социальные науки» представлена такими предметами, как Обществознание (6-9 классы по 1 часу в неделю), Физическая география (6-8 классы по 2ч в неделю) и Экономическая география, которая изучается в 9-ом классе по 2ч в неделю. Москвоведение изучается интегрировано в курсе «История, Москвоведение» в 6 - 9 классах по 2 часа в неделю.

Образовательная область «Искусство» представлена предметами «Музыкальная культура» и «Изобразительное искусство», которые преподаются по 1 часу в неделю в 5-8 классах. Предмет «МХК» изучается интегрировано в курсе «Литература, МХК»: в 5,6,9 классах - по 3 часа в неделю, а в 7-8 классах – по 2 часа.

Изучение технологии ведется через предметы «Информатика и ИКТ» и «Материальные технологии» (по 1 часу в неделю в 5 - 8 классах). Преподавание материальных технологий ведется в соответствии с тематическим планированием, утвержденным в УМЦ ЮАО г. Москвы.

Региональный компонент по ОБЖ изучается интегрировано – «Природоведение, ОБЖ» (5 класс), «Биология, ОБЖ» (6, 7, 8, 9 классы), «Физика, ОБЖ» (7-9 классы), «Физическая культура, ОБЖ» (1 - 9 классы по 2 ч в неделю). Эти интегрированные курсы построены на основе тематического планирования, рекомендованного в брошюре «Программно-методическое обеспечение экспериментального учебного плана ЮОУО».

В целях реализации предпрофильной подготовки в 9-ом классе вводится преподавание курса «Страноведение США». Кроме этого, учащимся предлагается широкий спектр элективных курсов для самостоятельного изучения и расширения сведений по предметам гуманитарного профиля, в частности по английскому языку. Набор курсов по выбору был определен на основе анкетирования учащихся с учетом задач школьной образовательной программы.

Таким образом, часы школьного компонента используются на углубленное изучение английского языка во второй половине дня. Для индивидуальных занятий предлагаются такие курсы на английском языке, как Грамматика английского языка, Основы естествознания и обществознания, Основы строения земли, Проблемы новейшей истории США, Основы всемирной истории, Основы всемирной географии, Семантика английского языка, Этимология. Данное сочетание часов базового и школьного компонентов позволяет адекватно решать задачи языковой предпрофильной подготовки, обеспечивая возможность перехода на профильное изучение английского языка в старшей школе.

Третья ступень обучения

Учебный план для 10-11 классов реализует модель профильного обучения Федерального базисного учебного плана. По результатам многочисленных опросов и анкетирования учащихся и их родителей в школе был выбран гуманитарный профиль для реализации модели профильного обучения. Учащимся предлагается изучение двух предметов на профильном уровне: русский язык (2ч в 10-ом классе и 3ч в 11-ом классе) и английский язык (по 6ч в 10 и 11 классе).

Русский язык преподается по учебнику В.В. Бабайцевой «Русский язык. 10-11 класс». Учебник разработан для образовательных учреждений филологического профиля и полностью реализует задачи углубленного изучения русского языка и подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ.

Предмет литература изучается на базовом уровне по 3 часа в неделю в 10 и 11-ом классах.

Для преподавания английского языка в 10 – 11 классах используется программа профильного обучения под редакцией В.В. Сафоновой. Для реализации данной программы был выбран УМК под редакцией В.В. Сафоновой. Учитывая то, что количество часов на изучение английского языка, как профильного предмета, в старших классах увеличено до 6-ти в неделю, выбранный УМК позволяет максимально использовать учебное время, так как во всех его компонентах содержится материал, который по глубине и объёму содержания значительно выше требований образовательного стандарта. Построение курса также позволяет интегрировать его с материалами по программе «Школа завтрашнего дня», и, таким образом, способствует реализации двуязычной образовательной модели в режиме преемственности.

Компонент образовательного учреждения будет использоваться на изучение спецкурсов (по 1ч в неделю каждый в 10 и 11 классах). В качестве спецкурсов предлагаются такие курсы, как «Подготовка к американскому стандартизованному тестированию SAT», «Подготовка к экзамену TOEFL», «Английская и американская литература на английском языке» и «Основы написания сочинения на английском языке».

Особое внимание уделяется языковой подготовке учащихся, которая осуществляется во второй половине дня за счет часов школьного компонента (9 часов в 10-ом и 8 часов в 11-ом классе). Эти часы используются на изучение элективных курсов по программе «Школа завтрашнего дня» на английском языке.

Для самостоятельного изучения во второй половине дня предлагаются такие элективные курсы на английском языке, как Английская и американская литература, Основы написания сочинения на английском языке, Основы химии, Основы биологии, Введение в физику, Основы физики, Основы всемирной истории, Основы всемирной география, История США, Граждановедение США и Основы экономики. Все эти предметные элективные курсы направлены на осуществление профильной подготовки по английскому языку и углублению знаний учащихся по предмету.

В образовательной области «Математика» учащиеся старшей школы изучают Алгебру и начала анализа по 2ч в неделю в 10-ом классе и по 3ч в неделю в 11 классе, и Геометрию по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах.

Область «Естествознание» представлена интегрированным курсом «Биология, Экология Москвы и устойчивое развитие» (2ч в неделю в 10 классе), а также курсами Химии (2 часа в неделю в 10 – 11 классах) и Физики (2часа в неделю в 10 и 11 классах).

Образовательная область «Обществознание» изучается в курсах Обществознания (1 час в неделю в 10 – 11 классах), курса «История» (3 часа в неделю в 10 и 2 часа в неделю в 11 классе). Отдельно преподается предмет Экономическая география по 2 часа в неделю в 10-ом классе.

Область «Технология» представлена предметом «Информатика, ИКТ» и изучается по 2 часа в неделю в 10 – 11 классах.

Учебный предмет «Искусство» представлен интегрированным курсом «Искусство и МХК» и изучается по 1ч в неделю в 10 и 11 классах.

На учебный предмет «Физическая культура» отводится по 2 часа в неделю в 10 и 11 классах. Предмет «История религий» изучается факультативно в 10 классе.