Школа завтрашнего дня  English version 
8 (495) 312-44-08  Очная форма обучения
8 (495) 316-11-09  Заочная форма обучения

Управление

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

X. УПРАВЛЕНИЕ РЕАЛИЗАЦИЕЙ ПРОГРАММЫ

Для решения задач создания подобного рода системы появилась необходимость формирования и определенной схемы управления, выработки подходов и принципов управления. Наиболее эффективных оказался системный подход, заставляющий понять каким образом все компоненты двуязычной модели взаимодействуют друг с другом и влияют на развитие всех субъектов образовательного процесса и образовательного учреждения в целом. Он базируется на теории систем, основоположником которых является Людвиг Фон Берта Ланфи, 1900-1971 год. В основе его теории – понятие цели, которая является важнейшим признаком организации.

Главная задача системного подхода – это достижение цели. Т.е. повышение качества, достижение результативности работы с использованием ВСЕХ ресурсов организации, а не за счет только ее отдельной составной части. Т.е. должно быть понимание того, как изменения, происходящие в одном звене, повлияют на всю систему. Этот подход предполагает широкое использование анализа. Значительный вклад в этот подход внес сов ученый-медик П.К. Анохин (1898-1984 год), создавший теорию функциональных систем, согласно которой нельзя рассматривать изменения физиологию органов в отрыве от изменения физиологии организма. Такой подход позволил правильно осознать тот факт, что если мы хотим что-то изменить, мы должны проецировать эти изменения во всей структуре ОУ, т.к. формируемая нами образовательная модель есть не что иное, как некая целостность, состоящая из взаимозависимых частей, каждая из которых вносит свой вклад в характеристику целостного или совокупность взаимодействующих элементов, составляющих целостное образование, имеющая новые свойства по отношению к ее элементам.

ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИЕ ПОСТУПАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ДВУЯЗЫЧНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Выработка принципов управления для успешного построения модели двуязычного образовательного учреждения явилось одним из краеугольных камней успеха или неуспешности данного проекта. В этом процессе были учтены наработки, сделанные в области разработки принципов управления Тэйлором и Файолем, которые рассматривали их в непосредственной привязке к производству. Это касалось как общих, так и специфических принципов, сформулированных в ходе данного эксперимента.

Среди ОБЩИХ ПРИНЦИПОВ были выделены следующие:

1. ИНФОРМАЦИОННЫЕ:

a. Создание общего информационного поля.
Предполагалось, что посредством интернета (электронных сообщений, размещения информации на веб-сайте, в процессе обмена информацией на собраниях, во время утреннего открытия дня «планерки») весь коллектив получал информацию обо всех аспектах проекта, деятельности образовательного учреждения в целом.
b. Принцип получения обратной связи.
Один из самых важных принципов, предполагающий культуру представления информации о выполнении (невыполнении) заданиях в различных формах: письменный или устный отчет, доклад, электронное сообщение, sms-сообщение, телефонный звонок и т.д. Определение приоритетов, целей и задач должно базироваться на постоянном отслеживании социального заказа РОДИТЕЛЕЙ! (Обратная связь от непосредственных потребителей услуг).

2. МОТИВАЦИОННЫЕ:

a. Формирование у работников внутренней мотивации (профессионального роста, улучшения качества собственной жизни и жизни окружающих);
b. Сбалансированное сочетание внутренней и внешней мотивации;
c. Сбалансированная система поощрений и методов коррекции.
d. Понимание того, что дисциплинарные воздействие это не наказательная мера, а мера, направленная на получение положительного результата (изменение поведения и т.д.).
e. Адекватность размера поощрения приложенным усилиям.
f. Адресность поощрений и учет индивидуальных потребностей сотрудников (их пожеланий, интересов и т.д.) при применении поощрений.

3. ДЕМОКРАТИЧЕСКИЕ:

a. Равноправное сосуществование двух компонентов системы – российской и американской программ:

b. со-управление:
i. через распределение управленческих обязанностей и функционала среди руководящего состава и педагогов;
ii. через назначение координаторов проектов, мероприятий из среды рядовых сотрудников с передачей им определенных управленческих полномочий и т.п.
iii. выработка решений в рамках делегированных полномочий на совещаниях, педсоветах и т.д.
iv. участие в разработке стратегии развития учреждения через совместную подготовку положений, планов, проектов и т.д.

c. децентрализация:
i. распределение полномочий и делегирование права принятия решений по определенному кругу вопросов;
ii. изменение решения

d. делегирования управленческих полномочий членам образовательного процесса. (может быть создан временный совет (координационный, временной инициативы). Схема расползается по горизонтали и тогда это признак демократического подхода.

e. Доступности руководства: по другому этот принцип звучит как «принцип открытых дверей», когда сотрудник может обратиться к руководителю, в т.ч. к директору по какому-либо вопросу не назначая специально для этого официальную встречу.

Среди специфических принципов следует выделить следующие:

1. Обращение к христианским основам при формировании характера и жизни нового поколения при активном вовлечении родителей.
2. Возвращение к личности на принципах уважения человеческого достоинства и признания того, что у каждого есть свое уникальное предназначение в жизни.
3. Оказание помощи каждому в достижение личного и командного успеха.
4. Построение мира и взаимопонимания между людьми и народами через образование, основанное на христианской этике взаимоотношений.
5. Обеспечение качества и профессионализма в адаптации программы и непрерывном обучении сотрудников, которое позволит каждой школе, каждому учителю и каждому учащемуся почувствовать успешность от соприкосновения с этой программой.
6. Принцип нормативного образования. (Мы работаем в рамках положений, законов, инструкций, программ и т.п.)
7. Открытости образовательных перспектив. (Работают разные специалисты, т.ч. на уроке).
8. Равного партнерства с семьей. (Это особенно важно в системе коррекционно-развивающего обучения).
9. Личностно-ориентированного подхода.
10. Победоносности учения в условиях преодоления посильных трудностей. (Принципы с 6 по 10 сформулированы д.п.н. Щербо И.Н.)
11. Принцип педагогического оптимизма. (Вера в детей, в их возможности).

К специфическим можно также отнести принципы сформулированные д.п.н. Д. Ховардом в пособии «Обезьяний бизнес» - семь навыков успешного менеджера:

1. Умение формулировать цели и задачи (задания, этапы и т.п.) каждый день.
2. Умение устанавливать приоритеты.
3. Владение технологией делегирования:
a. Объяснения задачи
b. Определение ресурсов, сроков, и т.д.
c. Формулировка конечного результата (продукта) и получение обратной связи с целью подтверждения адекватности его понимания.
d. Установление системы отчетности (сроки, формы и т.д.).
e. Определение ожидаемых поощрений, в случае успешного выполнения задания и т.д.

4. Оказание содействия подчиненным в их профессиональном и духовном росте.

5. Умение находить сильные стороны подчиненных, отмечать это публично.

6. Недопущение необоснованной критики, особенно в отсутствии объекта критики.

7. Оказание помощи подчиненным в решении их проблем.

8. Умение приступить к делу сразу, без промедления.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛА:

Важным моментом в реализации создании эффективной схемы управления (Приложение №7) было и правильное распределение функционала между заместителями директора и работниками школы.

Кроме того, не ежегодной основе стал проводиться анализ того, насколько оптимально выполняются все функции каждого подразделения, руководителями (заместителям директора, сотрудниками школы).

На основе анализа было создано положение о распределении обязанностей между руководителями во всех областях деятельности школы (Приложение №8). Данное положение помогает избегать недопонимания, как среди руководителей, так и среди сотрудников, снимает многие конфликтные вопросы, связанные с нечетким определением функционала.

Положение обновляется на ежегодной основе.