Школа завтрашнего дня  English version 
8 (495) 312-44-08  Очная форма обучения
8 (495) 316-11-09  Заочная форма обучения

Обоснование

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

II. МЕТОДИКО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ

Международная школа завтрашнего дня, признавая потребность двуязычного подхода к обучению и учитывая появление новейших технологических разработок в области образования, предусматривает использование материалов национального базисного компонента на основе традиционных методик и инновационных методов Школы завтрашнего дня, а также изучение в блоке дополнительного образования ряда предметов на английском языке.

Применение методологии Школы завтрашнего дня позволяет на практике осуществить индивидуализацию учебного процесса[1]. При этом принципы “преподавания” уступают место принципам “самообучения”, а в центре образовательного процесса оказывается УЧЕНИК и его АКАДЕМИЧЕСКИЕ РЕЗУЛЬТАТЫ. Учитель становится помощником в познавательном процессе, а не основным источником информации.

Основные подходы к построению содержанию программы Международной Школы завтрашнего дня формируются на базе основных идей концепции модернизации российского образования до 2010 года, с учетом проведения итоговой аттестации учащихся в форме Единого Государственного Экзамена (ЕГЭ), а также программы “СТОЛИЧНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ”, предполагающей возможность перемещения учащихся в образовательном пространстве г. Москвы и материалов, разработанных Школой завтрашнего дня, позволяющих выполнять задачи Школы и социальный заказ родителей.

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ


С момента своего основания в 1992 году школа работала над созданием и реализацией модели билингвального обучения с использованием технологий индивидуализированного обучения (Меморандумом о взаимопонимании между Министерством образования Российской Федерации и Корпорацией “А.С.Е. School of Tomorrow”®.). Содержание образования в школе отражает социальный запрос обучающихся и их родителей.

В начале деятельности школы в 90-е годы школа работала отдельно с иностранным и российским контингентами учащихся, находившихся в разных зданиях.

В «международном» подразделении основной контингент обучающихся составляли иностранные граждане, которым необходимо было изучить английский языки для продолжения обучения за рубежом и русский - для социализации на территории РФ.

В отношении российского контингента («российское подразделение») преследовались иные задачи, в частности, – получение качественного образования, позволявшего подготовить выпускника, готового к решению образовательных, профессиональных, социальных и международных задач XXI века.

В первый год работы российского подразделения (до получения школой свидетельства об аккредитации в 1998 года) была сделана установка на отработку исключительно американской методологии и обучение педагогического состава работе с программой. Содержательная часть программы определялась гипотезой, что изучение предметов естественнонаучного цикла на английском языке позволит учащимся адекватно усвоить содержание по данным предметам и на русском языке.

Работа в режиме исключительно американской части программы показала, что дети действительно очень быстро, на оптимальном уровне овладевают необходимыми знаниями на английском языке.

Однако, результаты административных контрольных работ, проведенных в 1995 году, по предметам российской программы указали на необходимость внесения изменений в программу за счет более активного включения в нее российского компонента. На основании полученных результатов, а также сравнительного анализа программ по предметам и курсам соответственно российской и американской программ была разработана концепция об использовании российского и английского компонентов программы, были внесены изменения в учебный план школы, расписание и т.д.

Анализ деятельности школы за период с 1998 по 2002 год показал, что для создания более насыщенной среды, в которой российские учащиеся будут иметь возможность «погружения» в языковую атмосферу, а иностранные учащиеся получат больше возможностей для адаптации в российском социуме, необходимо объединение двух подразделений (международного и российского) в единую школу. Предполагалось, что реализация этого решения позволит более адекватно выполнять поставленные школой долгосрочные и краткосрочные задачи. Была разработана Концепция международной школы (Приложение №3). Слияние было осуществлено в 2002 году.

Этот шаг привел к тому, что содержание образования в школе (образовательная программа) было определено таким образом, чтобы обеспечить удовлетворение потребностей как российских, таки и иностранных граждан.

Анализ успеваемости учащихся свидетельствует о правильности выбранных образовательных приоритетов:

Сравнительный анализ успеваемости и качества знаний учащихся по учебным годам
 
 
 
В настоящий момент в системе российского образование происходят большие изменения, которые и определяют выбор содержания образовательных программ в школе. В первую очередь это увеличение часов школьного компонента на первой и второй ступенях обучения, что позволяет продолжать работу школы по развитию системы дополнительного образования, которая существует в школе с 1996 года. (В рамках этой системы применяется технология индивидуализированного обучения по программе «Школа завтрашнего дня» (Приложение №4)).

Увеличение часов школьного компонента в старшей школе позволило начать реализацию программ профильного обучения. В основном школа специализируется на предметах гуманитарного цикла, но при наличии потребности со стороны учащихся в школе есть все необходимые условия для открытия профильных классов естественнонаучной направленности.

Кроме этого, выполняя социальный заказ учащихся и их родителей по внедрению образовательных программ повышенного уровня, и в рамках реализации методической темы «Совершенствование модели билингвального обучения через профильный подход и международную интеграцию» в школе уже несколько лет преподаются основы различных предметов на английском языке.

Профильное обучение в старшей школе позволяет качественно подготовить выпускников к успешной сдаче экзаменов в формате ЕГЭ. Большинство выпускников, из числа иностранных учащихся Международной школы завтрашнего дня, обучаются за рубежом и около 20% продолжают обучение в российских вузах.

Данные тенденции позволяют сделать вывод о том, что основными тенденциями развития содержания образования в Международной школе будет развитие профильного двуязычного обучения при активном использовании системы дополнительного образования и технологий дистантного обучения.

Вся деятельность будет вестись в рамках эксперимента. (Обоснование необходимости данного эксперимента – в Приложении №5).

МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММЫ:

В соответствии с потребностью учащихся школа переходит на профильное обучение в 2007/2008 учебном году. Основной профиль в старшей школе - гуманитарный, наибольшее количество часов в учебном плане отводится изучению русского и английского языков.

С момента основания школы в 1992 годы часы школьного компонента использовались на изучение предметов на английском языке, начиная с 1-ого класса. Это позволило создать необходимые условия для предпрофильной подготовки и к переходу на профильное обучение. В школе создано положение, в соответствии с которым происходит набор в классы профильного обучения на старшей ступени обучения. (Приложение №9)

В прошедшем учебном году в школе осуществлялось преподавание основных предметов в соответствии с учебным планом, а также в рамках дополнительного образования преподавался ряд предметов на английском языке, что позволило принимать детей мигрантов. Адаптационный период для таких учащихся проходит намного быстрее и проще.

В ходе апробации технологии индивидуализированного обучения по программе «Школа завтрашнего дня» на уроках английского языка учителя работают над развитием навыков самостоятельной работы учащихся, обучая их ставить и выполнять ежедневные цели, анализировать свои достижения и планировать академическую нагрузку.

Кроме вышеперечисленных, школа предоставляет и другие образовательные услуги. Для учащихся группы подготовки к школе ведется курс подготовки к обучению в 1-ом классе, также имеется группа раннего изучения английского языка. Для старшеклассников организована подготовка к ЕГЭ.

Кроме очной формы обучения в школе имеются учащиеся семейной и дистантной формы обучения. В 2006/2007 учебном году 1 ученик обучался и окончил Международную школу на экстернатной форме обучения. Учащиеся семейной формы обучения обучаются на дому и посещают школу 1 – 4 раза в неделю для прохождения промежуточной аттестации. Учащиеся этой формы обучения также имеют возможность участвовать во всех внешкольных мероприятиях, проводимых школой. Учащиеся дистантной формы обучения в основном проживают не в Москве, а в других регионах России. Коммуникация с этими учащимися проходит с помощью электронной почты.

Контингент учащихся Международной школы представлен 30-ю национальностями из различных стран Европы, Азии, Африки и Латинской Америки. Российские учащиеся составляют около 30% от общего числа обучающихся.

Отличительной особенностью работы школы является работа с международным контингентом учащихся. В современном мире проблемы толерантности, межкультурного общения и коммуникации выходят на первое место. Коллектив школы добился значительных успехов в формировании характера учащихся, создания условий для взаимопроникновения культур, для чего в школе организуются дни национальной кухни, представления рефератов и докладов, посвященных жизни в других странах, приглашаются выступающие из-за рубежа. Учащиеся постоянно имеют возможность взаимодействия друг с другом в ходе работ над проектами и в органах ученического самоуправления.

Учитывая особенности контингента обучающихся, особое значение для развития школы имеет интеграция в международное образовательное пространство. Для этого в школе вот уже в течение 5 лет проводится подготовка и организация международного тестирования TOEFL и SAT. А, начиная с 2005 года, школа имеет эксклюзивные права на проведение Стэндфордского тестирования (Stanford Testing) в России, СНГ и странах Балтии. В приложении к данному анализу можно ознакомиться с результатами по всем трем тестам за последние 3 года.

В школе накоплен огромный опыт работы с международным контингентом учащихся в условиях двуязычия. Этот опыт необходимо обобщить и транслировать в другие образовательные учреждения для реализации задач, которые ставит сегодня российское образование в области повышения качества образования и его интеграции в международное пространство.

Исходя из этого, школа продолжает активно работать над созданием модели билингвального обучения в рамках методической темы «Совершенствование модели билингвального образования через профильный подход и международную интеграцию».

Методическая работа в школе направлена на решение следующих задач:

1. Совершенствование модели билингвального образования, включающее в себя:
а. Интеграцию содержания российской программы и программ, используемых в блоке дополнительно образования (в частности, - американской программы.
б. Оптимизация учебной нагрузки для российских учащихся.
в. Использование здоровье сберегающих технологий при организации двуязычного образовательного процесса.

2. Трансляцию опыта двуязычного обучения в другие образовательные учреждения через:
а. Обобщение опыта работы и разработку не его основании рекомендаций для сети школ, использующих программу «Школа завтрашнего дня»;
б. Организация работы в рамках экспериментальной площадки по теме «Реализация принципов межнационального согласия в образовании в поликультурной среде Социализации учащихся через двуязычное (билингвальное) образование»;
в. Проведение тренингов, конференций и семинаров по вопросам двуязычного образования для управленческого и педагогического состава школ стран СНГ и Балтии;
г. Помощь школам в подготовке и прохождении международной аккредитации, внедрение принципов и подходов в работе экспертов.

Система дополнительного образования представлена в Международной школе завтрашнего дня американской программой «Школа завтрашнего дня». Данная программа включает в себя различные факультативные курсы на английском языке, которые изучаются учащимися в 1-11 классах. Количество и разнообразие курсов определяется учебным планом.

Анализируя 17-летний опыт работы по системе дополнительного образования, представленной американской программой «Школа завтрашнего дня», можно сделать следующие выводы: ­

Данная программа дает возможность учащимся развивать и совершенствовать навыки устной речи. ­
Разнообразие предметного цикла позволяет пополнять и обогащать лексический запас учащихся, открывает возможности для эффективной переводческой деятельности. ­
Тематическая направленность учебного материала расширяет культурологические познания учащихся. ­
Письменные задания, представленные в таких курсах как Литература и письменное творчествo и Основы написания сочинения, являются средством выражения мыслей на английском языке в письменной форме. ­
Языковая среда способствует развитию навыков аудирования.


[1] Более подробное объяснение индивидуализации учебного процесса дано в пояснительное записке к учебному плану.