«Делаем добро, да не унываем»

«Делаем добро, да не унываем» 11.11.2015 «Делаем добро, да не унываем» 

Когда родилась наша первая дочь Юля, по совету канадского профессора Брюса Шорра мы начали говорить в семье на русском и английском. Папа, то есть я, был "носителем", мама была двуязычной. Насколько это было возможно, говорение на двух языках в семье продолжалось на протяжении всех последних двадцати пяти лет, и уже шестой ребенок - Лев - воспитывается в условиях билингвальной среды. Он, правда, иногда просит говорить на "нормальном языке" (русском), потому что он не знает "этих других английских языков".

Когда в 1990 году д-р Доннальд Ховард приехал в СССР и предложил Эдуарду Днепрову, тогда только что назначенному министру образования, программу Школы завтрашнего дня, никто не знал, что индивидуализированный подход вскоре станет приоритетом образования. А именно это в первую очередь отличало Школу завтрашнего дня, ломающую стереотипы классно-урочной системы. Никто не предполагал, что парадигма знаний, умений и навыков постепенно уступит место формированию компетенций. Еще в процессе осмысления находился метапредметный подход и освоение универсальных учебных действий, а учащиеся Школы завтрашнего дня уже учились, осваивая заявленные компетенции. И наконец, кто бы мог подумать, что в новом федеральном образовательном стандарте в разделе "Филология" будет записано, что изучение иностранных языков в школе должно происходить с установкой на билигвизм. Записано в 2013 году, в то время как учащиеся более чем девяноста образовательных организаций стран СНГ и Балтии обучались, ориентируясь на приоритеты Болонских соглашений в области образования, а именно, на образовательную и профессиональную мобильность через формирование билингвальной (трилингвальной) коммуникативной компетентности!

Вспоминаю, как пришел в Школу завтрашнего дня. Тогда на официально называлась "Модельная школа завтрашнего дня". Знали её и как Пилотную школу. Часто путали, полагая, что это школа, которая готовит моделей. Звонили бабушки, спрашивали, не возьмут ли их внучек обучаться искусству хождения по подиуму. Вешали трубку немного обескураженные - оказывается "модельная" означает двуязычная образовательная программа... Но иногда все равно приходили. И не разочаровывались.

Билингвальный подход в школе был мне близок - практиковали его в семье. Как выпускник Нижегородского института иностранных языков не мог не оценить и то, что рука об руку в школе работали представители разных наций, включая самых разных носителей, в том числе из Азии и Африки. Кстати, лингвисты хорошо понимают, что современный английский - это, увы, не только Кембридж, Оксфорд, Би-Би-Си И Си-Эн-Эн.

В школе всегда было интересно. Как учителю. В дополнение к национальной программе добавлялись предметы на английском языке. Открывая любые учебные материалы, сразу понимал, что половину терминов просто не знаю. Приходилось всегда учиться. Вызов, который присутствует и по сей день, привлекает молодых и сильных педагогов. Растем все вместе, постоянно.

Еще один немаловажный аспект программы - воспитательный. Философия любви и библейской мудрости - лежат в основе всего. И здесь, как никогда, возрастает роль учителя. Дети не примут "возлюби ближнего своего", не увидев это в семье, в своих учителях. Не научатся прощать, понимать, слушать, если этого не будет в отношениях между учителями, родителями, другими детьми. "Наставь юношу в начале пути его..." повторяем мы на каждом тренинге для руководителей и педагогов. И это один из краеугольных камней формирования личности и характера каждого учащегося.

В этом году Школа завтрашнего дня в СНГ и Балтии отмечает свое двадцатипятилетние. Спасибо всем нашим дорогим коллегам в России, Украине, Молдове, Эстонии, Грузии, Казахстане и других странах, за то, что сохранили верность детям, увидели, что необходимо будущим выпускникам и сделали свой выбор в пользу двуязычного образования и Школы завтрашнего дня! И мы с вами понимаем, что программы - это всего лишь инструмент, который может дать результат, попав в правильные руки!

Я верю, что наши дети уже оценили то, что дала им Школа завтрашнего дня в Москве, Екатеринбурге, Тюмени, Ноябрьске, Кишиневе, Таллинне, Шымкенте и других городах. И бывшие выпускники приходят сегодня к нам на работу, приводят в наши школы своих детей. Круг замыкается! Развитие по спирали продолжается! Мир стремительно движется вперед, но, что удивительно, у нас с вами нет ощущения того, что мы пытаемся запрыгнуть в последний вагон уходящего состава... Потому что мы сохранили основы, которые всегда были основанием наших успехов: ценности прошлого, технологии будущего, для детей дня сегодняшнего!

С юбилеем, дорогие коллеги! С двадцати пятилетием программы Школа завтрашнего дня в странах СНГ и Балтии! Благословений и новых успехов! "Делая добро, да не унываем; ибо в свое время пожнем, если не ослабеем..." (К Галатам 6, 9)

Леонид В. Столярчук  

Учредитель и директор Частного учреждения 

общеобразовательной организации Международная школа завтрашнего дня  

Координатор программы Школа завтрашнего дня в странах СНГ и Балтии  

Вице-президент Ассоциации некоммерческих образовательных организаций России  

Исполнительный директор Международного Союза частных образовательных организаций

 


Возврат к списку